Локальные нормативные акты

Учебный план

«Согласовано»: «Утверждаю»:

 Начальник МУ УОВР Заведующая МБДОУ

_____________ Сивцева М.К.  «Верхоянский детский сад №1» _____________Афанасьева М.Р.

 от « »  20___ г. «Принят»

на педагогическом совете

  Протокол № 01 от  07 августа  2017г.

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Верхоянский детский сад №1»

 

2017-2018 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка к учебному плану

МБДОУ «Верхоянский детский сад №1»

на 2017-2018 учебный год

 

1.1 Нормативные основания составления учебного плана образовательной деятельности

 

Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Верхоянский детский сад №1» (далее ДОУ) на 2017-2018 учебный год составлен в соответствии со следующими законодательными актами и нормативными документами:

· Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

· Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

· Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;

· Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;

· Письмом Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

· Письмом Минобразования России от 02.06.1998 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»;

· Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Верхоянский детский сад №1».

 

Учебный план МБДОУ «Верхоянский детский сад №1 » является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности.

1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана.

Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработанная и утверждённая в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Программа базируется на положениях Проекта примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ, и направлена на решение следующих задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Программа направлена:

· на создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

· на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 

Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Основная  образовательная программа ДОУ реализуется в сочетании с программами:

- Примерная общеобразовательная программа  дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой,

- Базисной программой «Тосхол» национальных детских садов РС(Я);

 

В ДОУ функционирует 5 групп

№ п/п

Возрастная группа

Возраст детей

1

II группа раннего возраста

 1,5 – 2 лет

2

Разновозрастная группа младшего возраста

2 - 4 лет

3

Средняя группа

 4-5 лет

4

Старшая группа

5-6 лет

5

Подготовительная к школе группа

6-7 лет

1.3.Структура учебного плана организованной образовательной деятельности

Учебный план разработан с учетом календарного графика работы МБДОУ «Верхоянский детский сад №1».

 

График работы ДОУ

с 08.00 – 20.00ч

Рабочие  дни

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница

Выходные дни

Суббота, воскресенье

Продолжительность  учебного года

с 04.09.2017 г. по 31.05.2018 г.,

36 недель

Выходные праздничные дни

 

- 1,2,3,4,5,7,8, января

- 23 февраля

- 8,9 марта

-30, 1,2,9 мая 

- 4,5,6 ноября

Зимние каникулы

 

с 25 декабря по 29 декабря

с 09 января по 15 января

 

Санитарный день

Последняя  пятница  каждого месяца

 

Структура образовательного процесса:

Учебный день делится на три блока:

1) утренний образовательный блок включает в себя:

- самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем;

2) развивающий блок представляет собой:

- организованную образовательную деятельность (организованное обучение в форме игровой деятельности);

- наблюдения на прогулке, опыты, эксперименты;

3) вечерний блок включает в себя:

- совместную деятельность воспитателя с ребенком;

- свободную самостоятельную деятельность воспитанников;

-  дополнительное образование по интересам детей

На основе учебного плана разработано расписание организованной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку.

В расписании учтены психолого-возрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе.

 

 

В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Вариативная часть формируется с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных направлений его деятельности. Инвариантная часть реализуется через организованную образовательную деятельность, вариативная - через индивидуальные, кружковые виды деятельности по выбору.

В учебном плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной (модульной) частью, формируемой дошкольным образовательным учреждением:

 - инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.

- вариативная (модульная) часть - не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Учебного плана, формируемая дошкольным образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.

Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы кружков, групповой и индивидуальной образовательной деятельности входят в объем максимально допустимой нагрузки.

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

Перерывы между периодами непрерывной организованной образовательной деятельностью составляют не менее 10 минут.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Домашние задания детям не задаются.

Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени образовательной деятельности.

Реализация других видов образовательной деятельности, не отраженных в инвариантной части учебного плана, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлена парциальная базисная программа национальных детских садов РС(Я) «Тосхол», утвержденная учебно-методическим советом МО РС(Я)2009 г.

 

Мониторинг проводится во всех возрастных группах 2 раза в год. Во второй неделе ноября и в середине апреля. Мониторинг образовательного процесса проводится воспитателями. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

 

Вариативная часть учебного плана реализуется через занятия по дополнительному образованию и национально – региональный компонент. Занятия  по дополнительному образованию проводятся во второй половине дня,  после дневного сна. 

Занятия по дополнительному образованию (кружки) проводят для детей:

от 4 до 5 лет - 2 раза в неделю продолжительностью не более 20 минут;

от 5 до 6 лет –2 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут;

от 6 до 7 лет –  2  раза в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Занятия по дополнительному образованию  проводятся по подгруппам и предусматривают посещение одним ребенком не более 1 - 2 занятий по выбору включая направления:

- социально – личностное;

- познавательно – речевое;

- художественно – творческое

В сетке занятий разновозрастной группы:

- время  проведения  физкультурных, музыкальных занятий рассчитывается по старшему возрасту детей, находящихся в группе.  Форма организации – фронтальная.

- время проведения занятий по познавательному развитию, занятий по развитию речи,  занятий по художественно – эстетическому развитию  рассчитывается для каждого возраста отдельно. Форма проведения  подгрупповая.

 

В сетке занятий средней группы

- продолжительность  физкультурных и музыкальных  занятий составляет 25 минут

 

В сетке занятий старшей группы:

-  физкультурные и музыкальные занятия  проводятся во второй половине дня,  после дневного сна.

 

В сетке занятий подготовительной группы:

- занятия письмо (подготовка руки к письму), физкультурные и музыкальные занятия  проводятся во второй половине дня,  после дневного сна.

Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений.

 

 

 

2.Учебный план организованной образовательной деятельности

 

2.1  Образовательная нагрузка по возрастным группам

 

группы

 

 

II группа раннего возраста

Разновозрастная группа младшего возраста

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

От 2до 3лет

От 3до 4лет

Длительность условного часа

(в минутах)

 10

 

 

10

15

20

25

30

Количество занятий

в неделю

10

10

10

10

13

15

Дополнительное образование (кружок)

 

 

_

 

_

 

-

 

2

 

2

 

2

Общее  время

занятий в неделю

(в часах)

 100

(1 час  40 мин.)

100

(1 час 40 мин)

150

(2 часа 30 мин.)

240

(4ч 00 мин.)

375

(6 часов 15мин.)

510

(8ч30мин)

Количество  учебных часов

в год

360

360

360

432

 

540

 

612

 

Объём недельной образовательной нагрузки второй группы раннего возраста

С детьми 2 раннего возраста занятия проводятся по подгруппам, по 2 занятия в день: в первой половине и во второй половине дня  с каждой  подгруппой по 10 занятий в неделю. Продолжительность игры занятия 10 минут. По СанПИНу непосредственная образовательная деятельность  детей II  группы раннего возраста должна составлять не более 1ч.30 мин. часа в неделю.

Адаптационный период с 04 сентября по 30 сентября. Каникулярные дни с 09 января по 19 января.

Виды игр - занятий

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

1

Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

3

108

2

Развитие движений

2

72

3

Игры со строительным материалом

1

36

4

Игры с  дидактическим материалом

2

72

5

Музыкальное

2

72

 

Общее количество игр – занятий в неделю

10

360

 

Максимально допустимо по СанПин

1ч 30 мин

 

 

Объём недельной образовательной нагрузки разновозрастной  группы  от 2-3 лет

С детьми  занятия проводятся по подгруппам, по 2 занятия в день: с каждой подгруппой по 10 занятий в неделю. Продолжительность игры занятия 10 минут. Количество занятий – 10, максимально допустимый объем недельной образовательной деятельности – 1 ч 30 мин.

НОД

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

1

Физкультура

3

108

2

 Ознакомление с природой/ с социальным миром

1

36

3

Музыка

2

72

4

Рисование

1

36

5

Лепка

1

36

6

Развитие речи

2

72

Общее количество занятий

10

360

Максимально допустимо по СанПин

1ч 30 мин

 

Объём недельной образовательной нагрузки разновозрастной  группы  от 3-4 лет

С детьми  занятия проводятся по подгруппам, по 2 занятия в день: с каждой подгруппой по 10 занятий в неделю. Продолжительность игры занятия 15 минут. Количество занятий – 10, максимально допустимый объем недельной образовательной деятельности – 1 ч 40 мин.

НОД

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

1

Физкультура

3

108

2

 Ознакомление с природой/ с социальным миром

1

36

3

Музыка

2

72

4

Рисование

1

36

5

Лепка - аппликация

1 раз в 2 недели

36

6

Развитие речи

1

36

7

ФЭМП

1

36

Общее количество занятий

10

360

Максимально допустимо по СанПин

2ч 30 мин

 

 

Объём недельной образовательной нагрузки средней группы

В средней группе, количество занятий – 10. Длительность занятия – 20 мин. Лепка/ аппликация 1 раз в 2 недели. Максимально допустимый объем недельной образовательной деятельности – 4ч,  включая 2 занятия по дополнительному образованию

НОД

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

1

Физкультура

3

108

2

Музыка

2

72

3

Лепка/ аппликация

1 раз в 2 недели

36

4

Рисование

1

36

5

Ознакомление с природой/ с социальным миром

1

36

6

Развитие речи

1

36

7

ФЭМП

1

36

8

Занятия по дополнительному образованию

2

72

Общее количество занятий

12

432

 

Максимально допустимо по СанПин

 

 

Объём недельной образовательной нагрузки старшей группы

В старшей группе  длительность одного занятия – 25мин. Количество занятий – 13.  Лепка/ аппликация 1 раз в 2 недели. Максимально допустимый  объем недельной образовательной деятельности – 6ч.15мин, включая 2 занятия по дополнительному образованию

НОД

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

1

Физкультура

3

108

2

Музыка

2

72

3

ФЭМП

1

36

4

Рисование

2

72

5

Развитие речи

2

72

6

Лепка - аппликация

1 раз  в 2 недели

36

7

Ознакомление с природой/ с социальным миром

2

72

8

Занятия по дополнительному образованию

2

72

Общее количество занятий

15

540

Максимально допустимо по СанПин

6ч 15 мин

 

 

Объём недельной образовательной нагрузки подготовительной группы

В подготовительной группе - количество занятий – 15.  Максимально допустимый  объем недельной образовательной деятельности – 8ч.30 мин, включая 2 занятия по дополнительному образованию

НОД

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

1

Физкультура

2

72

2

Музыка

3

108

3

ФЭМП

2

72

4

Рисование

2

72

5

Развитие речи

2

72

6

Лепка

1

36

7

Аппликация/ручной труд

1

36

8

Ознакомление с природой/ с социальным миром

1

36

9

Письмо (подготовка руки к письму)

1

36

10

Занятия по дополнительному образованию

2

72

Общее количество занятий

17

612

Максимально допустимо по СанПин

8ч 30 мин

 

 

 

 

 

 

2.2  Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности

 

Направление развития

Методические пособия

Социально-коммуникативное развитие

1.Развитие игровой деятельности:  Губанова Н.Ф.

2.Трудовое воспитание в детском саду. Куцакова Л.В.

3.Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7. "Азбука безопасности"  Н.В.Коломеец

4.Этические беседы с детьми 4-7 лет. Петрова В.И., Стульник Т.Д.

Познавательное

1.Конструирование и художественный труд в детском саду. Куцакова Л.В.

2.Ознакомление с предметным и социальным окружением:  Дыбина О.В.

3.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Веракса Н.Е., Галимов О.Р.

4.Формирование элементарных математических представлений:  Помораева И.А., Позина В.А.

5.Ознакомление с природой в детском саду. О.А. Соломенникова.

6.Развитие познавательных способностей дошкольников. Е.Е. Крашенников, О.Л.Холодова.

Пособие- математика для малышей. Д,Денисова. Ю.Дорожин.

Речевое

1.Развитие речи в детском саду: Гербова В.В.

2.Пособие- " Уроки грамоты- 4+.Д.Денисова.

3.Пособие-Прописи для малышей-4+.  Д.Денисова. Ю.Дорожин.

4.Пособие- развитие речи у малышей. Д.Денисова. Ю.Дорожин.

Художественно-эстетическое

1.Изобразительная деятельность в детском саду. Комарова Т.С.

2. Изобразительная деятельность. И.А.Лыкова.

3.А.В.Никитина.Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

4.Р.Г.Казакова .Необыкновенное рисование.

5.Е.Д.Колдина .Рисование в детском саду.

Физическое

1.Оздоровительная гимнастика: Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. Пензулаева Л.И.

2. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Новикова И.М3.

3.Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет.

М.М.Борисова.

4.Сборник подвижных игр для детей 3-7 лет. Э.Я.Степаненкова.

Перечень дополнительных методических пособий, реализуемые в ДОУ

Направление развития

Методические пособия

Социально-коммуникативное

1.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. С.Л. Новоселовой, Москва, 1985

2.Сенсорные способности малыша. Э.Г. Пилюгина

3. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Л.Н. Павлова

Познавательное

1 Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, Н.В.Алешина, Москва, 2005

2. Экологические занятия с детьми 6-7 лет, Т.М.Бондаренко

3. Беседы о хорошем и плохом поведении, Т.А.Шорыгина, Москва, 2013

4.Веселый этикет, Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина, Екатеринбург, 2002

Речевое

1. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет, Е.В.Колесникова, рабочая тетрадь «От А до Я», Москва, 2015

2. Хрестоматия для дошкольников, АСТ, 1996

3. Хрестоматия для старшей группы, Москва, 2016

Художественно-эстетическое

1.Оригами (чудеса из бумаги), А.Гарматин, 2011

2.Оригами в детском саду, С.И.Мусиенко, Г.В.Бутылкина, Москва, 2005

Физическое

1. Малыши, физкульт – привет! (ранний возраст) Л.Ю. Кострыкина, Москва, 2015

2.3  Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

 

Базовый вид деятельности

Младший  возраст

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная

группа

Утренняя гимнастика

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Дежурство

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Ежедневно

 

Прогулки

В зависимости от времени года, от температуры воздуха

 

2.4  Самостоятельная деятельность детей

 

Базовый вид деятельности

Младший  возраст

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная

группа

Игра

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

3. Дополнительное образование в МБДОУ (бесплатные услуги)

Наряду с базовым дошкольным образованием педагоги осуществляют дополнительное образование по интересам детей с учётом возможностей ДОУ и желаний родителей во второй половине дня.   Количество детей в кружках  не превышает 15 человек. Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимую нагрузку.

Название кружка

Возраст

детей

Охват детей

Образовательная

область

Руководитель

«Любознайки»

 

4-5 лет

 

 

10-12 детей

Познавательное развитие

Воспитатель  l категории Юмшанова У.П.

«В гостях у сказки»

 

4-5 лет

 

 

10-12 детей

Познавательно-речевое развитие

Воспитатель  l категории Стручкова И.В.

«Имигэс  илиилэр»

 

5-6 лет

 

 

15-16 детей

 

Познавательно-речевое развитие

Воспитатель  l категории Слепцова Е.А.

«Юные исследователи»

5-6 лет

 

 

 

15-16 детей

 

Познавательно-исследовательское развитие

Воспитатель  l категории Оконешникова Я.Н.

“Алыптаах тыллар”

6-7 лет

10 детей

 

Познавательно-речевое развитие

Воспитатель  l категории Рожина А.Е.

«Мы – друзья природы»

6-7 лет

10 детей

 

Экологическое образование

Воспитатель  l категории Рожина А.Т..

Региональный компонент осуществляется  по базовой программе «Тосхол». Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

·  социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

·  речевое развитие;

·  художественно-эстетическое развитие;

·  физическое развитие.

Образовательные области

 

Задачи

 

Методическое обеспечение

Социально-коммуникативное  развитие

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных

чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям народа Саха, стремление сохранять национальные ценности.

Аммососва В.В. О5о бодоруьа уерэниитэ. - Я: "Бичик" 1995 с.

Лепчикова Л.П., Татаринова Х.К. Саха фольклора Дь.: 1993 с.

Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Саввина М.Н. Дидактические игры. Хамсаныылаах  оонньуулар, эрчиллиилэр.  Якутск, 1991

Познавательное  развитие

 

 

 

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям народа Саха, стремление сохранять национальные ценности.

Приобщать детей к истории Республики. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой, окружающим миром.

М.Н. Саввина  «Тулалыыр эйгэни  билиьиннэрии уонна о5о тылын сайыннарыы», 1992

.Аммосова Т.П. Оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго математика: -Дь: Бичик, 1995

Ушакова Т.И «Знакомство дошкольников с городом Якутском», Якутск 2003

Ушакова Т.И «Знакомство детей с природой Якутии», Якутск

Сидоров Б.И. Знаете ли вы млекопитающих Якутии?

Иванова Е.И. Ягодные растения Якутии

Тимофеев П.А. Деревья и кустарники Якутии

Сидоров Б.И.  Зимующие птицы Якутии

СорокоумоваА.И., Ефремова Н.М. Кун-дьыл эргииринэн кыра о5ону иитии-уорэтии, Якутск, 2011

Зыков Ф.М. Традиционные орудия труда Якутов

Васильев П.К., Федоров И.Г. Ойуулаах тылдьыт Захарова Е.Г.,Захаров В.В. Саха сирин бултанар кыыллара

Речевое развитие

Развивать речь, мышление, первичное восприятие речи через общение со взрослыми, сверстниками, через знакомство с культурой Якутии

Т.П. Самсонова. Занятия по русскому языку в якутском детском саду: Якутск, книжное издателсьтво, 1982г.

Илларионова В.С. Тыл  сайдыытыгар  уопсай хаалыылаах  о5ону иитии  уонна  кен

11 февраля 2018 в 17:10

Прикреплённые файлы:

Документ: Учебный план

Описание файла:

Файл называется: uchebnyi-plan-2017-2018_0rrnc.docx

Это официальный файл организации «Локальные нормативные акты», в нём содержится Учебный план.

Размер файла: 0,09 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.